Главная » 2010 » Март » 26 » Наставники Ковалёвской старообрядческой общины
16:43
Наставники Ковалёвской старообрядческой общины
Уважаемые исследователи староверия, указывайте на своих сайтах и в  публикациях первоисточник, т.е. данный сайт и авторов . Имейте совесть и чуть-чуть уважения к работе энтузиастов-краеведов, находки коих вы потом выдаете за свои " великие открытия".

   Первые известные.
 

1. Афанасий
2. Василий
 Имена  первых известных наставников я узнал из "Поминания" моего деда, Платонова Григория Ефимовича, которое он составил перед уходом на фронт в августе 1944г. Видимо, это имена тех батюшек, что стали у духовного кормила общины после 1861г., когда и была возведена нынешняя моленная.
3. Кононов Терентий Кононович  уп.1897г.- последний раз уп.24.04. 1921г. ( ок.1842- ок. 1921г.)
  Имя о. Терентия также было внесено в "Поминание" моего деда. До нынешней зимы его считали дедом Белогрудова Якова Ионовича, который служил наставником впоследствии. Запись в переписи населения 1897г. все расставляет по местам ( ЛГИА,ф.2706, о.1, д. 73 часть 2, л. 1563-1564) . Итак, о.Терентий был уроженцем соседней  Капинской волости, д. Фольварок. Семейное состояние- холост. В деревне Ковалёво жил в отдельном доме, вместе с матерью, Федосьей Васильевной, вдовой 80 лет и племянницей Агафьей Макарьевной, девицей 18 лет. Вторая племянница, Марья Макарьевна, как оказалось, вышла замуж за Белогрудова Иона Ефимовича и стала матерью Григорию, Якову, Артемию, Ивану, Игнатию, Анне и Марии. Таким образом мы установили, что  Яков о. Терентию доводился не внуком , а внучатым племянником. Как вспоминала моя бабушка, Прасковья Карповна ( урожденная Скородихина), о. Терентий снискал среди прихожан любовь и уважение, пользовался непререкаемым авторитетом и служил наставником непрерывно до своей смерти. В 1921г. он еще вел метрические записи в моленной, крестил, хоронил, венчал. В 1922г. указан уже другой батюшка.

     Легендарные наставники.

4. Добрецов Трофим Степанович 1 раз 1922-авг. 1924гг.; 2 раз сент.1925-1926гг. ( ум. в марте 1949г.)
 Сей духовный наставник вошел в историю не только нашей общины, но и вообще в историю староверия Латвии, поэтому мы собираемся посвятить ему отдельную статью.
5. Алексеев Иван Иванович авг. 1924- сент. 1925гг.  ( ? )
 О данном наставнике информация понемногу накапливается. Известно, что  о. Иоанн наставничал затем в Фольварке ( с августа 1925 по февраль 1926гг.), где в местных Капинской и Пустошской 4-классных школах являлся также учителем Закона Божия.
   В вышедшей совсем недавно книге " Староверие Латгалии в фотографиях" резекненский исследователь В.В.Никонов поместил фото с подписью " Хор церковного пения. Стародворская община. Даугавпилсский уезд.6.08.1929г." (с.97). Однако, имеющаяся надпись на самой фотографии заставляет усомниться в принадлежности изображенных лиц именно этой общине. Дело в том, что таких фамилий как Беловы, Иванины , Докторовы и Рошенок в Стародворье никогда не было. Ни в переписи населения 1897г., ни на самом стародворском кладбище, ни при опросе родственников и местных жителей они не упоминаются. Зато есть другое фото, которое поместил И.Н.Заволоко в своей " Родной старине" за декабрь 1929г., где о.И.И.Алексеев запечатлен среди митавских (т.е. елгавских) "ревнителей старины". Там упомянуты также Рошонок и Савельев. О. Иоанн выступал 26 мая 1929г. на открытом вечере  с докладом " Христианское просвещение и молодежь". Не Стародворье , а Митава запечатлена на приведенной Никоновым фотографии. Мог ли он быть вообще наставником в Стародворье?  Вопрос, пока,  открытый.  Расскажем подробнее...
   Как можно установить из так называемых "екимовских" старообрядческих календарей, о. Иоанн служил в 1927-1928гг. ( данные, должно быть, вносились на конец 1926г.) на Старом Форштадте. Причем, в 1927г. в двух старофорштадских общинах одновременно ( одна на ул. Ликсненской 40, где председателем общины был Л. Кузнецов, вторая на Ликсненской 38, где председателем общины  являлся Ф.Марков). В 1928г. И.Алексеев указан наставником лишь в первой из них, а вот во второй появляется его давний соперник еще по нашей, Ковалевской, общине, о.Трофим Добрецов. Обстоятельства вынуждают искать другое место пребывания.
   В Стародворье же  в 1927-1928гг. служил местный житель, о. Иван Кириллович Ма(о)кряков, который по некоторым письменным источникам упоминается в качестве наставника уже с 1925г. В 1897г., на момент переписи населения, ему было 50 лет, стало быть поповствовал и ранее 1925г. Метрические данные Фольварковской общины свидетельствуют, что в некоторых случаях прихожане обращались именно к данному, соседнему,  наставнику. К 1930г. его не стало, но, опять же по "екимовскому" календарю, в Стародворье указан некий о. М. Митрофанов.
  В " Поморском вестнике" №20, ( 2007г.) о. Иоанн Жилко поместил статью " Староверы Юдовки в 1926-1930гг.", в которой уделил место и о. Иоанну Алексееву. Оказывается, что на расширенном заседании совета 8 декабря 1928г. было решено принять последнего  наставником. И далее, 9 июня 1929г. ему община доверила роль организатора духовного концерта, деньги от пожертвований должны были пойти на общинные расходы...Но...Вскоре пребывание о. Иоанна Алексеева на Юдовке закончилось из-за " его несоответствия требованиям Духовной комиссии старообрядцев Латвии".
  Возникают некие несоответствия в датах и месте служения о. Иоанна. 26 мая- доклад в Митаве, 9 июня духовный концерт на Юдовке с последующим запрещением в службе. Какие  могут быть предположения?
   Думаю, что  о. Иоанн с докладом в Митаве выступал в качестве малютинско-юдовского наставника, после отставки из Двинска переехал в Митаву, где и продолжил служение, поэтому И. Заволоко и упоминает его смело в своем известном альманахе как митавского наставника.
 В списке наставников за 1930г. И.И. Алексеева уже нет, и митавская община указана вдовствующей. Хотя,  все тот же Иван Никифорович Заволоко в очередном выпуске своего просветительского альманаха, который вышел в апреле 1930г., помещает статью о. Иоанна с указанием на служение его  в Митаве.
 И опять несоответствие. Ведь данные в церковный календарь брались на конец 1929г., а выпуск альманаха верстался в марте-апреле 1930г. Или И. Заволоко не знал об очередной отставки незадачливого наставника? Во что никак не верится. Или же молодой просветитель проигнорировал решение митавской общины об отставки  и поместил материал " несмотря ни на что" ?? Что порождает уже целый ряд вопросов непосредственно к Ивану Никифоровичу. Может быть статья этого стоила?
  Во-первых, удивительно само появление материала наставника в альманахе. Ни до, ни после него действующие батюшки не помещали своих статей в " Родной старине".  Более того, непонятна благожелательная позиция редактора по отношению к гонимому (!) отовсюду (!) служителю церкви.
  Во-вторых, сама статья, несмотря на всю пафосность и политическую патетику,   крайне слаба и неубедительна. Советуем прочитать для общего представления об о. Иоанне. Представляю реакцию староверов тех общин, откуда был изгнан незадачливый г-н Алексеев " из-за несоответствия". Она могла быть только обратной задуманному. Ничего, кроме раздражения и смеха. И. Заволоко же, как нам представляется, получил серьезный жизненный урок, в дальнейшем находясь вне конфликтов, которые волной захлестнули Староверие Латвии в начале 30-х гг. прошлого века.    
  И все таки вопросы остаются, и поэтому поиск продолжается.
6. Белогрудов Яков Ионович  1 раз 1926- янв. 1936гг.; 2 раз янв. 1937- март 1949гг.; 3 раз 1956-1958гг. ( 1887- 1963)
 Мы выяснили, что о. Терентию Кононову о. Яков доводился внучатым племянником. Второй момент, о. Яков не сразу наследовал  наставничество от родственника. Как и в случае с Добрецовым, сей батюшка заслуживает отдельного разговора.
7. Сметанин (на памятнике Сметанников) Иван Исаевич 1936- 1938гг.- с перерывами -  ( 1888- 1961гг.)
  Уроженец Фольварковской общины. В документах переписи населения 1897г. фамилия записана как Смятанин. Крещен Иовом, что и запечатлено на памятнике; похоронен на древнем Фольварковском кладбище вместе с супругой, Пелагеей Сергеевной (1890- 1973гг.). Дочь живет в Риге и является прихожанкой Рижской Гребенщиковской общины.  Помогал Потапову Ф.А. и замещал его во время отсутствия. В 1938г. упомянут уже как наставник Крупенишской общины Режицкого уезда.
8. Потапов Федот Авдеевич 1936-1938гг.- с перерывами-   ( ? )
Информация о данном наставнике в стадии обработки. Есть много любопытных моментов.
9. Рогалев Меркурий Петрович 1949- 1956гг.   ( ок. 1890- после 1963г.)
 И этот духовный отец заслуживает отдельной статьи.
10. Гаврилов Ермолай Изотович 1958- 1962/63гг.   ( 1902- после 1974г.)
О нем , как и о  последующих наставниках, смотрите статью " Они отстояли Ковалёвскую моленную" на данном сайте.

Наставники и и.о. эпохи воинствующего атеизма.

11. Никифоров Козьма Петрович 1962- 1963гг.     ( 1917- 2001гг.)

12. Портнов Савелий Иванович        1963г.                (  ум.28.4.1965г.)

13. Иванов Иван Арсенович             1963-1965гг.       ( 1904- 1965гг.)

14.Трифонов Петр Фомич                  1965-1968гг.       ( 1901-  1974гг.)

15. Прокофьев Фаддей Яковлевич    1968-1970гг.       ( 1885- 1976гг.)

16.Болдавешко Фотий Андриянович  1972- 1973гг.      ( 1917- 1987гг.)

17.Осипов Иван Семенович               1973-1983гг.       ( 1896- 1983гг.)

18.Белогрудов Максим Ионович         1983-1988гг.       ( 1903- 1988гг.)

 Новейшее время.

19. Осипов Ефим Фаддеевич              1988г.                 ( 1927 г.р.)


магистр истории Игорь Платонов



Категория: Страницы истории | Просмотров: 1417 | Добавил: rurikov1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]