Главная » 2010 » Июнь » 5 » Краеведческая работа: результаты и перспективы.
10:22
Краеведческая работа: результаты и перспективы.
  С чего начинается родина? С семьи, родительского дома, сада, деревеньки, многочисленной родни - для старовера это не вопрос.
  Автору данных строк посчастливилось  родиться и вырости в Ковалевской староверской общине, некогда самой многочисленной общине Латвии. Политические штормы 19-20 веков, внутриобщинные коллизии и конфликты сильно  повлияли на представление о ковалевских староверах. Тем не менее, здесь до сих пор существует моленная, возведенная в 1861г., год отмены крепостного права в России и возвращения местных староверов из единоверческой ереси. Здесь до сих пор есть свой, потомственный, наставник- о. Евфимий Фадеевич Осипов, на данный момент третий по старшинству среди староверских наставников Латвии. Существует немногочисленный  клирос, пение которого приезжают послушать староверы из других общин, корреспонденты латвийских телевизионных  каналов, монтирующие затем документальные фильмы о староверии Латвии, выпускники вузов, пишущие и блестяще защищающие свои научные диссертации. Среди самих ковалевских староверов до сих пор в почете знание о своей непростой истории, о своем родстве.
  " Родство умей счесть и воздай ему честь"- так с детства меня учила бабушка, Прасковья Карповна Платонова , урожденная Скородихина, которая являлась по сути дела кладезем знаний об общине и ее людях. От нее я  перенял и интерес к истории, и непосредственно знания о своей малой родине. Пока общение с родственниками было интенсивным и стабильным, необходимости в записывании их сведений не было, но к середине 80-х гг. прошлого века , в силу естественных причин, когда наметилось его затухание, встал вопрос о сохранении знаний. Так, весной 1986г., появились мои первые записи о истории общины и  родственниках.
  Непосвященному читателю следует пояснить, что за долгие века сосуществования, местные жители так переплелись родством и "свойством", что представляют собой единый родственный организм. Составляя свою родословную, вы по сути дела составляете родословную целой общины. И еще, с давних времен повелось кровное родство считать до 5 колена, а " свойство" признавать за кумовством, родством далее 5 поколения , а также после заключения брака ( говорили так : " после свадьбы твоя родня стала мне своей"). И вот парадокс, при столь тесных родственных отношениях абсолютно  отсутствует феномен кровосмешения.
  Собирание сведений об общине и родственниках у меня шло параллельно, но все это были в основном устные сведения, которые требовали серьезной проверки и документального  подтверждения. Данные, полученные с памятников, также не всегда были достоверны. Краеведческая работа затруднялась дальностью проживания респондентов, финансовыми затратами и транспортными проблемами. Более того, накопленная эксклюзивная информация требовала быть публичной и современно оформленной. Так возникла необходимость создания собственного интернет-сайта, который бы позволил всем желающим  общаться и обмениваться текущей информацией. Рассматривались различные варианты.
  И вот, Скородихин Константин Филиппович, родственник, проживающий в Витебске, любезно согласился стать администратором родового сайта Скородихиных ( www.skorodihin.ucoz.ru) , создав тем самым интернет-пространство, позволяющее размещать информацию как о родственниках, так и об общине. Более того, появилась возможность расширить географию поиска, усовершенствовать передачу добытой информации, дать возможность приятного и современного общения.
  За два года существования интернет-сайта проделана колоссальная работа. Во-первых, существует по-современному оформленное древо фамилии Скородихиных, где также записаны все родственные фамилии, составляющие основной массив Ковалевской староверской общины. Во-вторых, налажено общение с большинством родственников, что позволяет обмениваться семейными новостями. В-третьих, накоплен довольно большой объем фотографий, размещаются видео-материалы, есть фотокопии документов. В-четвертых, на сайте постоянно размещается собранный краеведческий материал, который пользуется спросом у взыскательных читателей.
  С появлением интернет-сайта www.lvva-raduraksti.lv удалось проверить и документально подтвердить информацию о фамилиях Ковалевской общины не только на момент переписи населения 1897г., но и практически с 40-х гг. 19 века. Интернет-сайт www.obd-memorial.ru помог разобраться в вопросах погибших и пропавших без вести  односельчан в годы второй мировой войны. Постоянный мониторинг интернет-ресурсов позволяет совершенствовать свои знания о крае и оперативно делиться на страницах своего сайта любопытными находками и открытиями. Подобный просмотр позволяет также увидеть и тех недобросовестных коллег- краеведов, кто пользуется вашими достижениями в публикациях и на собственных сайтах без указания первоисточников.
  Пользуясь случаем и учитывая, что проходящая конференция посвящена 250-летию Рижской Гребенщиковской общины, хотелось бы продемонстрировать возможности краеведения и , например, уточнить некоторые эпизоды биографии Лаврентия Силантьевича Михайлова ( 1913/1914-1985гг.), долголетнего ее председателя и духовного наставника.
  Сразу оговорюсь, что в своей краеведческой работе мы придерживаемся официальной документации. Если уж написано в паспорте или свидетельстве о рождении отчество " Силантьевич", то им и следует оперировать, тем более, что сам человек на протяжении всей жизни никогда его публично не отрицал.
  Имя " Силантий" образовалось от имени " Сила" в результате гиперкоррекции ( т.е. сверхправильности), когда старинные русские имена подгонялись под евростандарт того, бунташного, времени и к ним приписывались латинские форманты-антий,-ентий    ( 1). Надо также  знать, что есть  три сугубо церковных документа , где должно быть записано имя, данное при крещении - это сама запись, хранящаяся у крестившего наставника, написанное на этом основании "свидетельство о крещении", которое стало выдаваться лишь в последнее время и "поминание". Использовать их в качестве первоисточников можно , но с большой долей критичности. Исследователь староверия всегда должен помнить, что староверы тщательно оберегали свое имя, данное при крещении, зато скрупулезно следили за точностью своих документов, где использовалось мирское имя. Этот парадокс , на наш взгляд, имеет  глубокий сакральный смысл.
   В статье, посвященной 15-летию со дня смерти Лаврентия Силантьевича Михайлова, о. Алексий Жилко пишет : " Знаменному /или солевому/ пению и самим основам Древлеправославного исповедования веры Лаврентия Силыча обучал его двоюродный дедушка- Василий Андреевич Осипов- слепой 90-летний старец..." (2). У постороннего человека, конечно же, не возникает вопросов в этом предложении. Но...
  Дело в том, что мать Лаврентия Силантьевича, Екатерина Прокофьевна (1891- 1966гг.), была родом из Ковалевской общины, где у нее остались глубокие корни и обширнейшая родня (3,4,5). ЕЕ отец, Прокофий Михайлович Васильев (1850- 1934гг.) был жителем д. Мешкалово, а мать, Анна Андреевна Осипова ( в первом браке Платонова ; 1869- ум. до 1933гг.), родилась и выросла в деревне Ковалево, в семье потомственных знатоков знаменного пения, обучивших не одно поколение клирошан своей и соседних общин . Упомянутый выше Василий Андреевич ( 1861- 1942гг.) - ее родной брат (таким образом, нынешний ковалевский наставник и Лаврентий Силантьевич- троюродные братья). Обратите внимание- "старец" дожил всего лишь до 81 года, а не до 90 лет; в момент обучения внучатого племянника Лаврентия ему могло быть не более 70 лет. О слепоте - правда.
    От первого брака у Анны Андреевны остался сын, Петр Гавриилович Платонов ( 1883- 1946гг.), воспитанный дядей Василием и ставший впоследствии головщиком Ковалевского клироса, а около 1942-1946гг. наставником Застенковской общины, погибший при невыясненных обстоятельствах. Есть версия, что к данной гибели и скорому уходу самого Лаврентия Силантьевича из даугавпилсских пределов в РГСО имеет непосредственое отношение их общий близкий родственник, делавший в ту пору партийную карьеру.
   На данном примере мы видим, что кровное родство не только давало знания и сопутствовало духовной карьере, но также могло и отрицательно  влиять на судьбу человека.
   Как же могла оказаться Екатерина Прокофьевна замужем под Даугавпилсом? Познакомилась на кирмаше или опять повлияли родственники? Дело в том, что за некоторое время до этого в д. Застенки вышла замуж за некоего Михаила  ее двоюродная сестра, Анна Тарасовна , урожденная Роголева (также родная тетя моей бабушки). Она-то и познакомила Екатерину с Силантием Куприяновичем Михайловым (1886- 1941гг.), грамотным и единственным сыном Куприяна Сидоровича и Феодосьи Леоновны (6). При переписи населения 1897г. Куприян записан как Сидоров, т.е. фамилия дана по имени отца( бывали случаи, когда фамилия писалась по имени деда). После 1905г. , когда выдавались новые паспорта и было объявлено о веротерпимости в России, фамилии и имена многих староверов поменялись, и эту метаморфозу также нужно помнить исследователям староверия.
   Несмотря на то, что Лаврентий Силантьевич отбыл в Ригу и был занят решением проблем Гребенщиковской общины, он находил время посещать родные места в д. Застенки и д. Ковалево, откуда была родом его мать. В 1957г. принимал участие в торжестве поставления наставником в Слостовскую общину своего родственника, двоюродного брата матери, Фаддея Васильевича Осипова ( 1894-1980гг.), который затем  четверть века крестил, отпевал и молился Богу в Слостовке. Всемерно помогал председателю Ковалевской общины, Федору Михайлову, в годы гонений отстоять храм от закрытия.
   Остается добавить, что в разветвленные кружева родословного древа Лаврентия Силантьевича вписали свои имена и. о. н. Максим Ионович Белогрудов, женатый на его родной тете Вассе Прокофьевне, о. Михаил Александрович Власов ( его сын Мартын женился вторым браком на родной сестре Вассе Силантьевне) и о. Михаил Фокович Полгин ( его сын Григорий женился на дочери троюродной сестры).
   Многое стало известно в результате кропотливой , скрупулезной работы краеведа. Собрана эксклюзивная и во многом уникальная информация. А сколько еще неизведанного? Поиск продолжается...

Использованная литература и первоисточники.
1. www.vse-familii.ru
2. Старообрядческий церковный календарь на 2000г., с.77
3. ЛГИА, фонд 2706, опись 1, дело 73 ( часть 2), лист 1668-1669
4. ЛГИА, ф. 2706, о.1, д. 71 ( ч.2), л. 1730-1731
5. ЛГИА, ф.2706, о.1, д. 73 (ч.2), л. 1569-1570
6. ЛГИА, ф.2706, о.1, д. 70 (ч.2), л. 1772-1773
(3-6)- www.lvva-raduraksti.lv


Игорь Платонов, магистр истории        

 
  
 

  
  
Категория: Страницы истории | Просмотров: 1173 | Добавил: rurikov1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 3
3 18081943raisa  
Костя , и тебе большое спасибо за размещение материалов на сайте.

2 18081943raisa  
Игорь, большое спасибо за столь кропотливый труд. Думаю всем будет интересен, но я прочла с большим интересом.

1 skorodihin  
Интересно было почитать.
А дочка сказала,что наконец-то папа кто то о тебе написал biggrin

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]