Подтверждение семейной легенды или дело №315 - 11 Ноября 2010 - Генеалогическое древо - Скородихин
Главная » 2010 » Ноябрь » 11 » Подтверждение семейной легенды или дело №315
13:16
Подтверждение семейной легенды или дело №315
Легенда.
Семейная легенда фамилии Скородихиных гласит о том , что в деревне Боронишки ( более распространенный вариант, хотя и ошибочный, Баранишки) жили-были 3 брата. Когда при царе Николае I стали землю давать , то двое из братьев ушли в соседние деревни Сакова и Мицкевичи , где и стали основоположниками самостоятельных ветвей фамилии.  С тех пор прошло много времени, многие Скородихины настолько удалились от родных мест и собственной истории, что в начале 21 века стали считать дальних родственников   однофамильцами.

" Хождение по родственникам".

Именно так можно назвать то, чем я лично занимался на протяжении более чем 20 лет. Работа над собственной родословной, начатая весной 1986г., продолжалась с перерывами, но неизменно вела к насыщению информации. В какой-то степени мне повезло. В середине 80-х гг. прошлого века были живы еще многие представители старшего поколения ( бабушки- дедушки , их сестры и братья). Моя бабушка, Прасковья Карповна, умершая в 1993г., привила мне не только интерес к " старине глубокой", но и дала много , как сейчас сказали бы, уникальной и эксклюзивной информации. Именно она первой  рассказала семейную легенду Скородихиных, она поведала мне о многочисленной родне по соседним деревням. Празднование дня Св. Троицы и неизменное посещение древнего Ковалёвского кладбища , которое также сопровождалось смотром родственников и интенсивным общением с ними, как бы на практике закрепляло полученную информацию.
Шли годы. Старшее поколение по естественным причинам уходило от нас, а вместе с ним уходило и ощущение родства, на глазах улетучивалась история рода. Все чаще я стал слышать, что будто бы " придумываю то, чего на самом деле не было". Некоторые даже стали обижаться на то, что я им " приписываю родственников". Много всяких домыслов и несправедливых упреков пришлось выслушать за последние годы. Порой я и сам задавался вопросами : зачем мне это нужно ; стоит ли ворошить прошлое и устанавливать истину ; кому нужны мои труды. Но каждый раз я вспоминал  обещание , данное самому себе  на могиле дорогой бабушки... Становилось светлее на душе... И я искал дальше.

Легенды подтверждаются документами.

Период " хождения по родственникам" закончился внезапно, так  как у нас в Латвии появился замечательный интернет-ресурс www.lvva-raduraksti.lv .Информация о переписи населения 1897года, метрические данные единоверческих церквей- все это стало предметом моего пристального изучения. Проверку "бабушкиных сказок" я начал с переписи населения. Скажу сразу, информация подтвердилась примерно на 90 %.
Листы переписи населения сохранились хорошо. Имена , фамилии и даты просматриваются без особых проблем. Единственное неудобство - нужно долго  листать фотодокументы, и не каждый компьютер может выполнить все задуманные функции корректировки прочтения. Для новичка в компьютерной технике это может составить определенные трудности, но только лишь для новичка.
Поиск по известным деревням дал сразу ошеломляющие результаты. По  Боронишкам , Саковам и Мицкевичам  мы дошли по сути дела до родоначальников вышеназванных ветвей. Более подробно можно посмотреть  росписи на этом же сайте в разделе " Генеалогическое дерево". Здесь Мокий, Кузьма, Андрей и Евстафий уже носят свою родовую фамилию, от них начинаются и известные ветви. Важно отметить, что в отличии от легенды оказались установлены 4 имени, а не три, к тому же пока непонятна была  степень родства между ними.
Следующим этапом в поиске стала находка под 1842 годом в метриках  Граверской единоверческой церкви записи за 18 сентября. Оказывается, в этот день  пахотный солдат  Кузьма Филиппов и его жена, Татьяна Григорьева, крестили  сына Федора. Отмечено также, что родители являются раскольниками. Восприемниками названы писарь Андрей Иванов и жена фельдшера Осипа Сучкова Ефросинья Викентьева. Так как крестьянам в России вплоть до середины 19 века фамилии давались в основном по имени отца, то можно смело предположить, что Филипп - это отец Кузьмы, а, стало быть , и есть родоначальник всех Скородихиных. Однако, это было лишь предположением. Более того, смущало новое имя начинателя фамилии, так как во время поиска мне все же некоторые родовые старожилы называли другое имя- Терентий. Тогда же я и предположил, что столкнулся с печальным последствием введения так называемого единоверия при царе Николае I. Об этом чуть ниже .
Долгое время  дата 1842г. мне представлялась крайней датой письменной истории фамилии. Продвижению вглубь помог случай. Пройдя метрические записи по Гравёрам, Малиновке и  Шкельтовам, я дошел до Липинишек. И тут меня ожидал сюрприз. Оказывается, что до того  момента, как в 1836г. построили единоверческие церкви в только что перечисленных фольварках, в местечке Извалта была возведена так называемая приписная Никольская церковь. По замыслу устроителей она должна была  окормлять округ пахотных солдат 1-ой пионерской бригады, разделенной на 4 роты. В состав последней, 4-й, и вошли нужные нам деревни Боронишки, Сакова и Мицкевичи. На записях этого дела и стоит № 315.

Дело № 315.

Самая древняя запись по фамилии оказывается связанной опять с Кузьмой Филипповым . 18 августа 1829г. Кузьма Филиппов , поселенец д. Боронишки, женился на крестьянской дочери помещика графа Плятера Татьяне Григорьевой. Свидетелями по жениху и невесте были поселенец Игнатий Нипон и жена фельдфебеля Стефана Кононова Елена Стефанова соответственно. Здесь самое главное то, что Кузьма отмечен еще жителем деревни Боронишки. Второй момент, на свадьбе присутствует уроженец деревни Эгли Игнатий Нипон. Он появляется и в других местах дела, затем сам женится на староверке, а вот потомки после 1905г., то есть с момента введения свободы вероисповедания , вернутся в католичество.
В тот же год у Мокия Филиппова, поселенца д. Мицкевичи, родился  и был записан в Никольской церкви сын Иван. В исследуемое время старший сын, как правило, покидал родной дом, поэтому можем смело предположить, что Мокий был самым старшим братом из сыновей Филиппа, женился и переселился в Мицкевичи.
В записях за следующий, 1830г., мы находим упоминание о рождении у поселенца д. Боронишки Евстафия Филиппова сына Тимофея, а у поселенца той же деревни Кузьмы Филиппова -  первенецы Акилины.
В метрических записях Липинишской Константиновской церкви мы нашли свидетельствование о браке уроженки д. Сакова Акилины Кузьминой с жителем д. Старая Рачина Василием Осиповым. Жениху 41 год, и это его второй брак, невесте 21 год. Маловероятной представляется ошибка в целых 7 лет, скорее всего у Кузьмы Филиппова в 1837г. родилась еще одна дочь с одинаковым именем. В листах переписи населения 1897г. Акилины Кузьминой в Старой Рачине уже нет, вероятно умерла; есть запись о Петре Васильевиче Осиповом  и Григории Васильевиче Осиповом с семействами. Последний из сыновей, судя по возрасту, мог быть сыном Акилины.
В разделе о браках 1830г. видим очень примечательную запись о женитьбы поселенца д. Саково Андрея Филиппова на некой Анне Харлампьевне, где свидетелем по жениху указан Мокий Филиппов, а свидетелем по невесте - Евстафий Филиппов. Могли ли подумать родные братья Филипповы, с размахом гуляя на семейной свадьбе, что пройдет время, и потомки станут  чураться и называть  друг друга однофамильцами. А в Саковах должен был пустить  корни Андрей , а не Кузьма.
В 1831г. у Кузьмы Филиппова, все еще проживающего в д. Боронишки, рождается сын Иосиф, судьба которого нам неизвестна ( можно предположить, что умер младенцем), а в 1833г. сын Алексей, который прожил долгую жизнь, упомянут в переписи населения 1897г., носил фамилию Скородихин и стал начинателем ее старшей ветви в Саковах. Крестным отцом Алексея указан Мокий Филиппов.
В 1834г. у Андрея Филиппова в д. Саково рождается дочь Евдокия, а уже через два года местом проживания их растущей семьи указаны Боронишки, где рождается вторая дочь, Татьяна. Под 1836г. также указано рождение у Евстафия Филиппова сына Георгия, чьей крестной матерью стала Анна Харлампьевна, жена Андрея Филиппова.
Сегодня мы можем с большой долей вероятности сказать, что знаем год переселения братьев Кузьмы и Андрея. 1835. Поменялись ли они домами или каждый строил новый- неизвестно. Но , летом 1835г. у Кузьмы родилась дочь Агафья, и местом жительства указана уже д. Сакова.
Благодаря сохранившимся метрическим данным по соседней Шкельтовской единоверческой церкви за 1861г., мы можем также поведать и о свадьбе Агафьи Кузьминой, уроженке д. Сакова. 12 февраля 1861г. она вышла замуж за жителя д. Слостовка Михаила Иванова. Свидетелями с ее стороны указаны Алексей Кузьмин из д. Сакова, т.е. ее старший брат, и Иван Мокиев из д. Мицкевичи , т.е. ее двоюродный брат. При переписи населения у Ивана и Агафьи указаны три сына - Иван, Григорий , Гавриил и дочь Марфа. На староверском кладбище в д. Козлишки встречаются как Михайловы, так и Ивановы. Кто-то из них точно является дальним родственником Скородихиных.
В 1854г. в Липинишской единоверческой церкви свидетелем со стороны жениха, жителя д. Шелеховка Алексея Иванова, указан Тарас Мокиев, уроженец д. Мицкевичи.
Как видим, родственники  в 19в. тесно общались - крестили детей , гуляли на свадьбах, помогали в трудную минуту.

Округ пахотных солдат и единоверие.

Именно эти два испытания и выпали на долю староверов Двинского староства при правлении царя Николая I.
Современный исследователь Ячменихин К.М. в своей работе " Основные периоды истории военных поселений в России" пишет :" ...На следующий (т.е. 1828г.) было принято решение о поселении 1-й пионерской бригады в Динабургском старостве и некоторых бывших иезуитских имениях Витебской губернии . Необходимо отметить, что подготовительные работы по поселению данной бригады осуществлялись в обстановке строгой секретности, поскольку у властей были веские основания ожидать резко отрицательной реакции со стороны местных жителей". Далее он же отмечает, что уже в октябре 1836г. пионерские бригады были ликвидированы, а на их базе образованы 15-й и 16-й округа пахотных солдат , которые в служебной переписке  именовались округами пахотных солдат Витебской и Могилевской губерний и указом царя Александра II  закрыты в 1857г.
Известно, что поселок Извалта являлся в 16-19вв. иезуитским центром. Построение православной церкви именно здесь носило со стороны царского режима ярко выраженный политический характер. Тот факт, что затем она была ликвидирована, говорит об определенной борьбе против нее  со стороны католиков. Если церковь была построена в 1829г. , а  в 1836г. уже перестала функционировать, то столь короткий срок  бытия сакрального здания  говорит о многом. Для нас же ее метрические  записи дают бесценный материал в деле исследования староверия за тот период и составления своих родословных. Приписной же считалась потому, что , видимо, в ней были записаны все , или почти все , староверы округи. Они как бы легализовались и получили некий полуофициальный статус, который хоть и  обязывал платить двойные налоги за свое существование, с другой стороны гарантировал относительную стабильность в жизни.
Единоверие вводилось поэтапно, и в исследуемое время имело ряд особенностей.
Во-первых, бросается в глаза однобокость зафиксированной информации- только записи о крещениях и браках, вероисповедание нигде не зафиксировано. Списков умерших местных жителей по нашей 4-й роте просто нет. Значит, их хоронили помимо Никольской приписной церкви, то есть староверские наставники в нашем Ковалевском храме. Во-вторых, не все деревни упомянуты ( или редко встречаются)  даже при крещениях и браках. Так, деревня Ковалёва упоминается лишь один раз - в 1829г. В-третьих, нет многих имен , которые вдруг ( ! ) появятся после 1836г. Отсюда можно сделать вывод, что даже если и вводилось в то время единоверие, то оно  имело ряд особенностей, которые не имели  решающего значения для староверов. Его можно было проигнорировать, не подчиниться.
Для нас еще важно и то , что все перемещения Филипповых ( в будущем Скородихиных) происходили скорее всего  не по причине принятия  ими единоверия, а по каким-то своим, бытовым соображениям. Сам факт, что даже в 1842г. вступавшие в брак Кузьма и Татьяна названы раскольниками, говорит сам за себя. И я все больше и больше склоняюсь к мысли о том, что родоначальник фамилии носил имя  Филипп, а не Терентий. Во всяком случае, об этом упорно свидетельствуют письменные источники, которые выглядят достовернее устных.
И потом, братьям в исследуемое время было по 20-30 лет, стало быть родились и крещены они либо в самом конце 18в., либо в самом начале 19в., их отец мог родиться примерно в 70-80е гг. 18 века, когда  никакого единоверия еще и в помине не было. Более того, старшее поколение упорно не хотело введения единоверия и игнорировало единоверческих наставников при погребении, а Филиппу к тому времени было как раз 50-60  лет. Списки же обращенных в единоверие ( читай православие) появятся лишь во второй половине 40-х годов 19в. Думаю, что имена Филиппа и его 4-х сыновей все же староверские, а не единоверческие. 
Что же касается имен староверов , данных в период с 1836г. по 1861г., то здесь действительно имеют место быть двойные имена. Так, Михаил Кузьмин Скородихин, бабушкин дед, родившийся примерно  в 1837г.,  в нашем  "поминании" записан как Игнатий. Его брат Конон, 1849 года рождения, носил староверское имя Илларион ( в обиходе Ларион ). Детей относили сперва к староверскому наставнику, который совершал таинство крещения по древнему христианскому  обычаю и давал имя , которое все должны были сохранить в тайне, а затем родители несли ребенка в единоверческую церковь, где совершался придуманный властью обряд и в метрики записывалось официальное имя, которое и оставалось в документах.
Надеюсь, что данный материал достаточно убедительно показывает, что легенда в основном нашла документальное подтверждение. Правда выглядит несколько иначе : было четыре брата, а не три; влияние принятия единоверия на расселение братьев подвергается обоснованному сомнению; родоначальника звали скорее всего Филиппом, а не Терентием. Есть основа, которую можно подвергнуть критике, уточнению. Многое будет зависеть от самих Скородихиных , от их желания узнать, от возможности посетить и исследовать богатейшие архивы Риги, Минска и Москвы.
Материал о пребывании староверов Ковалёвской общины в единоверии готовится.




Игорь Платонов, магистр истории. 



Категория: Страницы истории | Просмотров: 786 | Добавил: rurikov1 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 1
1  
Спасибо за столь кропотливый труд. Очень интересно и не каждому такая работа, как говорится, по плечу.Удачи и успехов в дальнейших исследованиях. С уважением к данной работе и ее автору.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]