Главная » 2010 » Март » 18 » Они отстояли Ковалёвскую моленную. Часть 3.
00:08
Они отстояли Ковалёвскую моленную. Часть 3.
Часть 3.Нет наставника- нет общины.
  Последствия произошедшего можно разделить на две части- ближайшие и дальние.
   К первым, безусловно, следует отнести сворачивание акций закрытия храмов в нашей местности. Если уж староверы отстояли, то  католики тем более смогли бы это сделать. Опять же, помним о заигрывании коммунистов с местным латгальским населением. Да и свой храм в Рагелях  католики отстроили заново буквально после войны ( старый костел разрушили немцы в 1941г. при наступлении). Уподобляться советской власти  фашистам было не с руки.
    Сами закрыватели сильно подпортили свою репутацию чредой громких нелицеприятных скандалов. К тому компромату, что знали староверы про Председателя колхоза, стали прибавляться все новые и новые  факты из жизни и деятельности партактива. Кто-то чего-то натворил по пьянке, "верная" жена изменила с не менее "верным" мужем, чьи-то дети попали под следствие, расхищение госимущества и т.д. Одна коллективная жалоба- и партийный деятель мог лишиться партбилета и места работы. Проводить нахрапом решения очередного партсъезда в жизнь стало рискованно для самих исполнителей.
   Впрочем, имея за плечами немалый компромат, партийные деятели сами вскоре сделались специалистами по религиозным обрядам и стали собирать информацию о отце Ермолае. Крестил не так, отпевал не так, говорил не то и не тем людям. Местным староверам настоятельно рекомендовали не обращаться к неблагонадежному Гаврилову, а искать наставников на стороне. Резон в этом был, не будет наставника- не станет и общины.
    Уже осенью 1962г. стали привозить благонадежного о. Козьму Петровича Никифорова ( 1917-2001гг) на погребения.  А тут как раз и "антисоветский " случай подоспел. Умер находившийся в заключении бывший наставник Ковалёвской общины Белогрудов Яков Ионович ( 1887- 1963гг.), а о.Ермолай, будучи мужем сестры усопшего, похоронил его, воздав все  полагающиеся почести. Это и стало последней каплей для решительных атеистов. Пригрозив преследованиями , практически вынудили отказаться от наставничества.
   Вскоре о.Ермолая пригласили в Москвинскую общину, куда он и уехал с супругой,пробыв главою Ковалёвской общины 5 лет. Дети давно уже осваивали Ригу, с родиной отважного партизана и духовного наставника ничего теперь не связывало. Отец Козьма  недолго ездил в наши края, уж больно далеко и накладно. Тогда нашли о. Савелия Ивановича Портнова, но и он не захотел поповствовать в общине, которая находилась в открытой вражде с местной властью ( служил наставником в г. Ливаны, где и закончил свои дни, пройдя испытание тюрьмой по навету) . Тогда стали прихожане просить  исполнять обязанности наставника своего человека, уроженца д. Луни, Ивана Арсеновича Иванова. После долгих и настойчивых уговоров  он согласился. Все эти события происходили в 1963 году.
   Здоровьем Иван Арсенович был слаб, через два года его уже не стало ( 1904-1965гг. жизни). Следующие 5 лет выполнял обязанности наставника  выходец из  Тишинской общины, некоторое время служивший в Фольварке - Петр Фомич Трифонов, но и он ушел, не выдержав постоянных придирок со стороны местной власти.
   На следующие два года прихожане упросили быть и.о. наставника  односельчанина Фаддея Яковлевича Прокофьева( 1885- 1976гг.); сославшись на возраст и  ухудшение здоровья, и он в 1970г. оставил такой опасный пост.
   Местная власть могла торжествовать победу.Моленная несколько раз подверглась ограблению, пропали иконы, старинное евангелие. Были подозреваемые, но правоохранительные органы так и не расследовали возбужденные дела до конца. Детей крестить стали в соседних общинах. Меня, допустим , крестили на родине матери, в Бондаришской моленной. Покойников отпевали и на исповедь принимали также соседние наставники- по воверской стороне фольварковский батюшка, по ковалевской- слостовский, о. Фаддей Васильевич Осипов, уроженец деревни Ковалёво, прослуживший в Слостовке почти четверть века ( 1957- 1980гг.), отец нашего нынешнего наставника, о. Ефима Фаддеевича.
   Тогда " двадцатка" и певчие клироса, оставшиеся без настоятеля, проявили стойкость и инициативу. После долгих поисков и последовавших уговоров, наставником в 1972г. согласился быть  еще мало кому известный Болдавешко Фотий Андриянович ( 1917-1987гг.), уроженец Пантелишской общины, снискавший любовь и признание верующих г.Краславы, куда он и ушел наставником в следующем, 1973г. Его сменил уроженец Фольварковской общины Иван Семенович Осипов ( 1896-1983гг.). Потом 5 лет наставничал Белогрудов Максим Ионович, входивший долгие годы  в "двадцатку". С 1988г. наставником является уже упомянутый выше Ефим Фадеевич Осипов ( 1927 г.р.), получивший законное благословление в 1999г. По старшинству среди латвийских наставников он занимает сейчас  почетное третье место.
  Ковалёвская моленная, а вслед за ней и община, ожила. Давление властей поначалу оставалось, но носило скорее всего формальный характер, затем сошло на нет и приказало долго жить вместе с развалом Союза.
  Читатель, вероятно, заметил, что в 60-80 гг. прошлого столетия некоторые батюшки названы наставниками, а некоторые лишь исполняющими обязанности. В данном случае речь идет не о степени  авторитетности и признания, а о хитрости . По неписанному ( а может быть и писанному) закону выживания в Союзе все настоятели храмов и общин всех конфессий должны были посетить особый отдел КГБ, занимавшийся религией, и по сути дела стать добровольными  агентами этой супер, как казалось тогда, организации. И.о. такой визит был необязателен, и многие староверские лидеры воспользовались этой лазейкой. И дело идет, и власти не достают.
   Состав " двадцатки" в 1972-1976 годах.

1.Белогрудов Максим Никитич  1907-1985гг.- председатель общины 1968- 1985гг.известный иконописец  д. Белогрудово
2. Кириллов Тимофей Яковлевич 1908-1996гг.  д. Мешкалово
3. Осипов Иван Семенович         1896- 1980гг. - и.о. наставника 1972- 1980гг.   д. Рагинские
4. Власов Козьма Федорович       1909- 1997гг.  д. Ковалёво
5. Платонов Федор Ефимович       1897-1991гг.   д. Ковалёво
6. Савельев Иван Максимович      1906- 1994гг.   д. Матели
7. Никифоров Исай Никифорович 1894- 1979гг.  д. Саково
8. Ефремов Иван Ефимович           1912-1980гг.              д. Мешкалово
9. Иванов Семен Тарасович           1904-1984гг.    д. Чалпы
10.Белогрудов Макар Леонтьевич  1910- 1976гг. д. Белогрудово
11.Белогрудов Филимон Григорьевич 1903-1988гг.    д. Белогрудово
12.Михайлов Семен Михайлович   1893-1976гг. д. Белогрудово
13.Антонов Петр Кириллович         1911- 2001гг. д.Клишово
14.Белогрудов Максим Ионович    1903- 1988гг.  д. Мешкалово, и.о. наставника в 1980-1988гг.
15. Малюхин Леон Лиферович         1915-2005гг. д. Михайлино
16. Дорофеев Савелий Максимович 1891-1987гг. д. Рагинские
17.Гужев Павел Иванович                   1915-1988гг.              д. Тимофеевка
 / печатается по найденному в архиве моленной списку/
 Здесь приведены данные  лишь о 17 активных прихожан, которые приложили максимум усилий для возрождения нашей Ковалёвской моленной. От себя хотелось бы дополнить этот список еще рядом имен : Гаврилов Василий Тиханович 1909-1987гг., Скородихин Кирилл Федотович 1888-1983гг, Антонов Павел Александрович 1896- 1982гг. И прочая, прочая, прочая......
 Приводим состав клироса Ковалёвской моленной в 70-90гг.хх века :
1. Савельева ( урожд. Михайлова) Домна Федоровна 1921- 1990гг., головщица правого клироса;
2. Белогрудова ( урожд. Платонова) Харитина Антоновна 1917- 2000гг., головщица левого клироса, с 1990г. единственная головщица;
3. Белогрудов Максим Ионович см. выше;
4. Белогрудова ( урожд. Власова) Татьяна Петровна 1915- 2002гг.;
5. Власова Домна Петровна 1926-1996гг;
6. Власова Надежда Анисимовна 1915-? ;
7. Гаврилова Марфа Лиферовна 1913- 1980гг.
   
  
                         Магистр истории Игорь Платонов.

   
   

Категория: Страницы истории | Просмотров: 1235 | Добавил: rurikov1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 4
4 uran4ik08  
Низкий Вам поклон, автор этого труда. В нем, в списке "двадцатки", встретила фамилию своего деда - Малюхина Сергея Павловича: против нее вместо даты смерти стоит знак вопроса. Дедушка умер в марте 1969 года, в Великий пост, похоронен в Краславе.
Читая о Граверской церкви, вспомнила, как он кому-то с горечью рассказывал новость и подробности об уничтожении храма, и не мог сдержать слез.  
Еще знаю, что в детстве к нему на хутор бегал мальчиком Александр Кудряшов - дед учил его чтению церковных книг.
Также знаю со слов его племянницы - Нины Осиповны Малюхиной следующую историю: когда с лютеранской кирхи в Краславе были сняты крест и колокол, дед каким-то образом узнал об этом, и убедил мужчин - прихожан Ковалевской моленной, чтобы вместе "втихую" на подводах перевезти колокол в Ковалево. Действительно ли в моленной тот колокол из Краславы? Может, это и неважно, главное - чтобы звонил...

3 Прокофьев  
Присоединяюсь к ниже изложенному wink

2 Quapalaydus  
очень интерсно было почитать, good good good

1 18081943raisa  
Проделана большая работа. Спасибо.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]