17:41 Они отстояли Ковалёвскую моленную. Часть 1. | |
Часть 1. Первая жертва гонений. Впрочем, первой жертвой стала практически пустующая в тот момент Граверская единоверческая ( читай православная) церковь, возведенная в 1836г. на казенные деньги для " духовного" окормления так называемых пашенных солдат, а по сути солдат-староверов 14 пехотной роты. По глубокой мысли небезызвестного г-на Аракчеева, солдат должен проходить воинскую службу, не отрываясь от сохи, т.е. с максимальной пользой для государства. На момент закрытия, в граверских пределах проживало всего несколько верующих православных. Основная же масса имеющих православные корни, а это были люди приезжие, составляла ядро местного партактива. В первых рядах воинствующих атеистов выступали учителя Граверской школы. Председатель колхоза, председатель сельсовета и директор школы, сказав и послушав пламенные атеистические речи, удалились по своим делам.А Раб Божий Наум , завуч школы, полез снимать крест с колокольни, раб Божий Николай , учитель английского языка , понес церковную утварь к грузовику, раба Божия Вера, учитель русского языка и литературы, привела свой класс, чтобы вынести все иконы и книги. Акция проходила днем, при стечении народа, поэтому свидетелей оказалось много. Хвалебную петицию в " центр" об успешном закрытии первого из трех ( православного, староверского и католического) храмов в нашем сельсовете смазало лишь одно обстоятельство- Наум сломал ногу. Люди набожные увидели в этом промысел Божий. Вынести церковную утварь партократам было мало, они вскоре полностью перестроили здание церкви и открыли здесь сельский клуб.Затем, вплоть до 90-х гг. , здесь размещался школьный спортзал. Рядом с разрушенным храмом находились могилы наставников и членов их семей. Кое-где сохранившиеся кресты были демонтированы и перенесены на православное кладбище, через дорогу. На месте могил разбили волейбольную площадку. Уцелели лишь те, возле которых было открыто братское кладбище- захоронение останков советских солдат, погибших при освобождении территории нашей волости от немецко- фашистских захватчиков и где воздвигнуты два монумента ( на одном высечены в камне фамилии и инициалы погибших односельчан, на втором фамилии и имена павших при освобождении). Надо заметить, что акция ликвидации была проведена ( за исключением учеников) в основном людьми приезжими и имеющими православное происхождение. Единственной значимой фигурой староверского корня был Председатель колхоза ( далее буду называть его только так), о нем разговор еще впереди. Плюс пару староверов,ветеранов войны, которые часто заседали, но людям ничего толком объяснить не могли. В акции они не участвовали. Председателем сельсовета был выходец из католической среды, равно как и большинство рядового партактива. Советской власти нужно было показать свою легитимность через привлечение в компартию именно коренного населения, поэтому прием латгальцев проходил списками, без особой проверки.Количество было обеспечено, но оно сохраняло пассивность. В акции закрытия храма ни староверы, ни католики замечены не были. Окрыленные первым успехом, партработники решили закрыть следующий, староверский храм в д. Ковалёво. Но тут возникли серьёзные проблемы. Магистр истории Игорь Платонов. | |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||