Главная » 2011 » Апрель » 21 » Латгалец, ударивший в Колокол.
13:00
Латгалец, ударивший в Колокол.
 Его звали Берн Пыпер ( по- латышски  Pipers ). Крестьянин фольварка Ксаверино , принадлежащего потомственному дворянину Михаилу Реутту, семьянин. Его дело стало достоянием гласности благодаря " Колоколу " Герцена, а расследовал хитросплетения латгальской интриги жандармский офицер из Витебска , подполковник Лосев. Впрочем, все по порядку.
 Староверы, Лосев, Реутт.
 В недавно цитируемом нами документе о староверах  Ковалёвской общины четко говорится о первопричине приезда жандармского офицера в Латгалию. Это дело о жестоком обращении со своими подданными помещика Реутта. Следовательно, дело о староверах изначально считалось вторичным, а уже потом , в процессе расследования стало первичным и приобрело политический оттенок.
  Нас глубоко заинтересовала подобная метаморфоза в перемене приоритетов губернского следователя.
  Поиск по бескрайним просторам интернета долгое время ничего не давал, пока мы не наткнулись на упоминание некоего Реута на страницах герценовского " Колокола". Зайдя через Википедию, мы обнаружили номера этой известной в середине 19в. газеты.
" Колокол" от 15 февраля 1862г.
" Нам пишут , что у витебского помещика Реута мировой посредник нашел мужика, содержавшегося на цепи в заключении больше года, в продолжении этого времени его несколько раз подвергали пытке. Управляющий взял на себя дело и уехал в чужие края, вслед за тем и помещик . Правда ли?"
 Похоже и непохоже. Помещик назван витебским, фигурирует лишь один пострадавший и совершенно отсутствует жандарм. Мы продолжили чтение самой революционной газеты середины 19в.
 " Колокол" от 1 апреля 1862г.
" ...написано в защиту Реута, или лучше, в ответ на наш вопрос. Правда ли, что он держал в тюрьме больше года своего крестьянина? Корреспондент говорит, что дело было не так , что мировой посредник Молодзяновский был не в ладах с Реутом, что крестьянин имения Варково, фольварка Ксаверинова, по имени Берн, был одержим падучей болезнию, которая в последствии стала переходить в бешенство, от которого его лечил доктор Шукевич. Крестьяне фольварка, тяготясь больным, сковали его и подбросили в контору; пока спрашивали, что с ним делать у главного управляющего, наехал мировой посредник и пр."
 
Должность мирового посредника ввели специально, чтобы разъяснить крестьянам суть отмены крепостного права. Работа была нелегкой, так как приходилось много ездить по деревням, сталкиваться с " помещичьими" крестьянами
, которых действительно освободили от крепостной зависимости весной 1861г., и долго беседовать с " государственными" крестьянами, которых царь пока не освободил от векового бремени. Помещики также понимали реформу по-разному; где-то бывший помещик и повздорил с мировым посредником.
  Конфликт разгорелся быстро. Дело дошло до расследования из губернского города, обросло слухами и домыслами, получило широкую огласку в революционных кругах и... на поверку оказалось - пшиком. Латгалец, пораженный падучей, никого больше  не интересовал.
   Зато второе дело, о староверах, о котором в Витебске просили поинтересоваться, оказалось на месте более серьезным, даже политическим. И - практически неизвестным.
  Перепись населения 1897г.
  Мы заглянули на сайт www.lvva-raduraksti.lv , нашли Варковскую волость и посмотрели имеющиеся там  материалы о населении.
  Фольварок Ксаверино арендовал в тот момент Константин Здановский  с братом Иваном, потомственный дворянин из Капинской волости, что возле Каменца ( сейчас Яунаглона). А прислуживали ему работники, среди которых Алексей , Иван и Францишка  Берновичи Пыперы. Поместье Варково также арендовали различные дворяне и мещане, а сам помещик Реутт, которому по-прежнему принадлежали все вышеназванные фльварок и поместья,  проживал в имении Каменец.
 Михаил Михайлович Реутт, по всей видимости, являлся сыном того самого помещика Реута, чья фамилия прозвучала в "Колоколе" рядом с именем простого латгальца Берна. Михал Михалычу в то время было 55 лет, следовательно, родился он в 1842г., в 1861г. ему было уже 19 лет и он мог отлично знать и помнить ту злополучную историю с " общеевропейской оглаской". Жил он с женою , Александрой Львовной, 45 лет, уроженкой Петербурга, пятью дочерьми и сыном Михаилом 24 лет.
Анонимный корреспондент " Колокола".
 Мы точно не установили анонимного корреспондента Герцена, но у нас есть веские аргументы считать им дочь вице-губернатора витебской губернии Софью Андриановну Сонцову ( 1840-1894гг.).   
  Ее отец являлся вице- губернатором с 13 декабря 1857 по 22 июня 1862г. Следовательно, мог владеть всей информацией по любому расследованию на территории губернии и , одновременно, поделиться ею в узком кругу семьи. А у доченьки Сонечки в этот момент ( 1861-1862гг.) как раз был любовный роман с Фердинандом Лассалем, известным юристом , другом Маркса и Энгельса. Переписка влюбленных частично опубликована.
   Революционно настроенная Софьюшка запросто могла стать анонимным корреспондентом Герцена, написав по молодости лет всю правду о деле бедного латгальца, больного падучей. Вряд ли такие подробности печатались тогда в губернских газетах. В то же время, такая утечка информации могла стоить любимому папаше кресла вице- губернатора, ведь отставка происходит буквально через два месяца после публикации ( пока " ответственные органы " прочитали, пока догадались, пока написали что следует и кому следует).
  Мы не утверждаем, мы только предполагаем с большой долей достоверности.

*************
  Анализ недавно опубликованных документов по делу о  Ковалёвских староверах  продолжается....

Игорь Платонов, магистр истории.   
            

 
Категория: Страницы истории | Просмотров: 1372 | Добавил: rurikov1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]