Екабпилс - 13 Октября 2011 - Генеалогическое древо - Скородихин
Главная » 2011 » Октябрь » 13 » Екабпилс
18:22
Екабпилс
Открытия в городе Екабпилсе.
В ходе ремонтных работ на улицах Екабпилса были найдены археологические находки. В результате чего действия ремонтников были приостановлены и начались археологические раскопки, в процессе которых на территории бывшего туберкулёзного диспансера, находящегося на улице Бривибас, был найден древлеправославный нательный крест. То, что крест выполнен по канонам древлеправославной Церкви свидетельствуют следующие элементы, которые, по истечении долгого времени, всё-таки различимы. Во-первых: крест имеет четвероконечную форму с изображением внутри восьмиконечного креста. Во-вторых: надписи на церковно-славянском языке под титлами, находящиеся на кресте: 1.В верхней части креста – Царь Славы (Црь Свы) 2.В левой части креста – Iсус (IС), отличительной чертой является написание с одной буквой «I», что указывает на принадлежность к древлеправославию, т.к. в новоправославной церкви «Iисус» пишется с двумя «И», что было обязательным, после введения новшеств патриарха Никона. Послабления в сторону древлеправославия были допущены лишь в середине XIX века. Возможны были только два варианта: или человек тайно исповедовал древлеправославную веру, а значит являлся древлеправославным или человек полностью принимал новую веру, а значит и всю связанную с ней атрибутику и являлся новоправославным. Дело в том, что Курляндское герцогство не входило в состав России и, несмотря на указание Псковской епархии, представители древлеправославной веры долгое время имели возможность исповедовать свою веру, не подвергаясь гонениям. Положение исповедников древлеправославной веры (староверцев) стало меняться после вхождения Курляндии в состав России в 1795 году. 3.В правой части креста можно различить надпись – Христос (ХС) 4.Вдоль восьмиконечного креста с правой и с левой стороны изображены орудия страсти – копьё и трость. Над ними также имеются надписания букв на церковно-славянском языке под титлами – «К» (копьё) и «Т» (трость). 5.Под большой поперечной перекладиной внизу можно различить надписания – в левой стороне «НИ», а в правой стороне – «КА». Что в общей сложности даёт слово «НИКА». 6.У подножия восьмиконечного креста можно различить изображение головы Адама. 7.Под головой Адама различимы две пары церковно-славянских букв под титлами – «М» (место), «Л» (лобное) и «Г» (гора) «Г» (голгофа). Также, осмотрев оборотную сторону креста, можно судить о том, что на ней имеется текст молитвы «Да воскреснет Бог», которая и поныне пишется только у древлеправославных христиан. Возле православного монастыря, на месте нынешней улицы Екаба, обнаружены древние захоронения. С 30 августа по 6 сентября на небольшой территории вскрыто 29 погребений и яма с костями, в которую их раньше кидали, копая новые могилы. Из найденных большая часть – скелеты детей и младенцев. Раскопки продолжаются. Когда появятся данные со всех обнаруженных во время реконструкции кладбищ, можно будет делать выводы, все ли похороненные являются христианами древлеправославной веры. Так как пока предметы, указывающие на точную принадлежность к той или иной конфессии – пока не найдены. На месте захоронений около двух скелетов в районе шейных позвонков с правой и с левой сторон найдены крючки от одежды, что даёт основание предположить о принадлежности усопших к древлеправославной вере. Потому что по обычаю захоронения у древлеправославных христиан, усопшему в могилу не клалось ничего, что не поддавалось полному истлеванию. Исключение составляли крючки на одежде, которые продолжительное время использовались в мужской молельной одежде, в которой было положено хоронить мужчин. В том числе и детей мужского пола. Крючки, на которых держались полы халата, находились с правой и с левой стороны шеи. Но окончательные выводы делать пока рано… Батюшка Екабпилсской Поморской общины Владимир Иванов. P.S. Отзывы, предложения и пожелания просьба присылать на электронную почту общины. Из книги Зиновии Зимовой «Старообрядцы Екабпилса» Помяни нас, Господи,
Егда приидеши во царствие се! Давным-давно… Уже в начале 17 века (возможно, и раньше) на левом берегу Даугавы, напротив замка Корфов стояла Слобода, населенная свободными русскими людьми. Они так или иначе были связаны с обслуживанием торгового пути по Даугаве (они ее называли Двиною). Поселение возникло не случайно: сразу за городом начинался более чем 50-километровый порожистый участок реки. Пороги были серьезные, вполне сравнимые с днепровскими (как говорил об этом в своих путевых описаниях в 19 веке барон Мантейфель). Тяжело груженые суда, струги и лайбы, не могли пройти их даже по большой воде, поэтому и возник своеобразный перевалочный пункт на левом берегу, где перед порогами река образует небольшой залив - удобную пристань. Торговые люди и корабельщики делали тут привычную остановку на несколько дней. Товары полностью или частично перегружали на подводы и отправляли по суше до нынешней Яунелгавы (Фридрихштадта), где пороги кончались. Грузы снова размещали на подошедшие суда и продолжали путь до Риги. С обратной транспортировкой товаров дело обстояло примерно также, с той лишь разницей, что объем товаров из Риги был гороздо меньшим, и суда против течения тащили бурлаки. Торговцы и корабельщики в своей массе были русскими. Естественно, что кто-то задерживался по тем или иным причинам в этом перевалочном пункте, а потом оставался насовсем. И проезжие предпочитали остановиться у «своих», запастись привычным хлебушком, попариться в бане и, конечно, помолиться о благополучном продолжении пути. Еще им требовались лоцманы, «корники» по-местному, для провода судов и плотов через пороги. Так у т.н. Саласской корчмы выросла Слобода, населенная русскими лоцманами, грузчиками, пекарями, владельцами лошадей и перевозчиками.
Эта часть нынешнй Латвии тогда входила в состав Курляндского герцогства, вассального от Польши. В середине 17 века им правил герцог Екаб (Якоб, 1610-1681), самый талантливый и деятельный из всех правителей этого государства. Он заботился о хозяйственном развитии своих небольших владений: устраивал промышленные мануфактуры (в том числе и вблизи будущего Якобштадта), создал морской флот, успешно развивал торговлю. Слобода была расположена на герцогских, т.е. государственных землях. Есть предположения исследователей, что рядом с упомянутой уже корчмой находился речной порт герцога, через который вывозились произведенные на ближних мануфактурах товары. Местность была лесистой, редко населенной. Поэтому дальновидный Якоб мог только способствовать развитию Слободы, приносившей доходы в его казну. Развитию Слободы способствовали и печальные события в России.
В самом начале второй половины 17 века в России началась трагедия Великого Раскола. Сторонники патриарха Никона отошли от веры, традиций отцов и дедов, а верных им объявили раскольниками. Многие видные исследователи и писатели 20 века считали, что беды России начались именно с Раскола, когда огромную часть народа объявили вредной для государства, сделали на своей же родине неполноправной. Но в отличие от сторонников Лютера и других реформаторов христианства в Европе, «раскольники» не развязали гражданско-религиозной войны против тех, кто их мучил, казнил и преследовал. Хранители заветов отеческих, бросая все нажитое, забирали только детей, древние иконы и книги и уходили все дальше и дальше на окраины, в самые дикие места, где их не достигали власти. Для сохранения духовной свободы уходили даже за рубежи Руси. Часто иноплеменники и иноверцы были для них лучше своих о собратьев…
Вот тогда и хлынул народ в небольшую Слободу на Даугаве, что возникла напротив замка баронов Корфов. В начале 1670 года, во время очередного посещения герцогом Якобом своих мануфактур, обитатели Слободы «били ему челом» и просили дать Слободе права города. Герцог знал о притоке населения, понимал, что он так скоро не иссякнет. Поэтому в герцогской Фундушной грамоте о присвоении Слободе городского статуса прямо было указано, что полноправными жителями новопровозглашенного города Якобштадта могут быть только русские и поляки. Из их среды только и должны были избираться должностные лица (см. Juškevičs J. ”Hercoga Jēkaba laikmets Kurzemē”. – R., 1931. - 380.lpp). Особенно важным в акте дарования городу прав окажется пункт, по которому и впредь в черте города селиться разрешено будет только тем же русским и полякам. Герцог Екаб правильно рассчитал: плывущие по Даугаве из Полоцка, Витебска и глубин России встречали в Екабпилсе своих по языку и вере (см. Štokmanis A. "Jēkabpils novada vēsture”. Manuskripts. 29. Lpp. Jk NM ZA Nr. 969). Якобштадту было дано широкое самоуправление на основе Магдебургского права и приписаны большие земельные угодья. Границы городских земель были порушены лишь в конце сороковых годов 20 века. На Руси гонения не прекращались, поэтому все новые и новые беглецы прибывали в Якобштадт к своим единоверцам. В черте самого города уже не оставалось свободных земель, поэтому вновь прибывшим разрешали селиться в конце «шнуров» (наделов пахотной земли, начинавшихся от городских улиц), где было большое болото и брод через него. Так в трех км от самого города возникла деревня Броды, жители которой до конца сороковых годов 20 века относились к Екабпилсу, а не к одной из соседних волостей… Конечно, не миновали городок эпидемии чумы, холеры и другие напасти, а также войны. Казалось, временами, что существование его вот-вот прервется, как это произошло с соседним Селбургом – Селпилсом. Но то ли место было уж очень удобное, то ли жители слишком упорные, - но Якобштадт выжил. Во время Северной войны через него прошли шведские и русские войска, был и сам полководец Шереметев.
Уже в то время, в первой половине 18 века, Якобштадт был многоконфессиональным городом. Есть сведения, что в самом центре его когда-то существовал цистерианский монастырь, который в первой трети 18 века заняли хлынувшие в город униаты. Известно, что они успешно отсудили часть угодий у маленького Свято-Духовского монастырька, сохранявшего официальное православие и подчиненного Полоцкой епархии. При потомках Екаба немцы, наконец, получили право селиться в городе. И с 18 века приобретали всё больший вес как наиболее зажиточные и образованные. Ведь все делопроизводство здесь велось на немецком языке даже до 70-ых годов 19-го века. Известный в Екабпилсе исследователь истории города А.Штокманис нашел документы, говорившие о классовых столкнованиях в 18 веке, но следов национальных или религиозных столкновений не обнаружил, кроме длительных тяжб между униатами и Свято-Духовским монастырем. Так что старообрядцы большую часть 18 столетия прожили, видимо, относительно спокойно. Владея землей и ремеслами, они с присущим им трудолюбием обрабатывали свои наделы, расчищали луга, поставляли – до середины 20-го века - основные кадры лоцманов, плотников, столяров, каменщиков и т.д. Оттесненные от власти немцами и поляками, они оставались самодеятельной полноправной частью горожан, хотя большинство их было людьми скромного достатка. Конечно, был у якобштадских староверов и свой небольшой молитвенный дом, но о его местонахождении в 18 веке точно ничего не известно. Первые более-менее достоверные сведения о Якобштадской моленной находим в Старообрядческом церковном календаре за 1968 год (стр.45), где Составитель поместил сведения из архивных материалов Псковской духовной консистории:”27 мая 1818 года архиепископ псковский известил Рижского Военного губернатора о "дерзости” старообрядцев, проживавших в гор.Якобштадте. Согласно донесения Лифляндского духовного правления, якобштадские старообрядцы, "основав деревянную часовню с главой и при ней колокольню с тремя колоколами, производят безвременно как дневной, так и полунощный звон.”.
24 ноября 1819 года Лифляндское духовное правление сообщило Псковской консистории, что по предписанию гражданского правительства глава с молитвенного раскольнического, что в городе Якобштадте, здания снята с подтверждением не производить там более колокольных звонов.” Из этого видно, как стало меняться положение староверов после вхождения Курляндии в состав России в 1795 году. Вместе с росссийским подданством сюда пришли и законы Империи, в том числе и относительно "раскольников”. Наверное, не сразу это стало ощутимым, скорее всего после войны 1812 года. Правда, преследования уже не доводили старообрядцев до самосожжений, однако законы рассматривали их как людей подозрительных с точки зрения государства, неблагонадежных, в разное время их имущественные и наследственные права так или иначе ограничивались, как и возможности передвижения из губернии в губернию. Временами дети их считались незаконорожденными и подлежали изъятию из семей и передаче на воспитание в так называемые кантонистские школы В любом случае хорошие училища, вплоть до последних десятилетий 19 века, старообрядцам были доступны лишь при условии перехода в синодальную церковь, признания ее обрядов. Следствием этого все заметнее становилось отставание от общего уровня официальной образованности. Однако среди средней массы многонационального населения города процент грамотных среди староверов был сравнительно высоким: главе каждой семьи следовало, свято соблюдая заветы законоучителей староверия, сохранить древлеправославие и передать его потомкам. Поэтому не только большинство мальчиков, но и многие девочки в старообрядческих семьях города знали старославянскую грамоту, пение и общий устав богослужений. На Бродах эти показатели были значительно ниже, но и там были семьи, которые в случае недоступности молитвенного дома могли своими силами провести краткое богослужение. Для этого в домах имелся если и не весь набор необходимых богослужебных книг, то хотя бы часовник. Сменялись на престоле цари. Преследования "раскольников”, несколько ослабевшие во время правления Александра 1, вновь усилились после 1825 года и продолжались все долгое царствование императора Николая 1.






Сайт создан благодаря финансовой поддержке Jēkabpils Pilsētas Dome.
Copyright by Jēkabpils Vecticībnieku draudze © 2007.
 
 
Сей материал размещен с разрешения духовного наставника г. Екабпилса , о. Владимира . Наш сайт будет следить за исследованиями любопытных археологических находок.
Категория: Страницы истории | Просмотров: 714 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]